Ана-Марта Солейм и Стивен фон Течнер
Факультет психологии, Университет Осло (Норвегия)
Хорошее детство, как говорят, длится целую жизнь. Аналогично, последствия бедного детства могут также продлиться целую жизнь. Поэтому в любом обществе взрослые стремятся обеспечить самое лучшее окружение для своих детей. Обычно ранний опыт не считают судьбоносным для более позднего развития, однако на траекторию развития ребенка легче влиять в более раннем, чем в более позднем возрасте (Barrett, Cooper, & Teoh, 2014; Guralnick, 2011; Webb, Jones, Kelly, & Dawson, 2014).
Несмотря на многие различия, все теории о развитии ребенка предполагают, что близкие социальные отношения важны для детского развития и благополучия с младенчества до юности. Родители являются первыми людьми для ребенка, с кем он строит социальные отношения; именно они влияют на своего ребенка посредством знаний, отношений и ценностей, которые они ему передают, а также поддерживая своих детей и помогая им справляться с различными ситуациями – или наоборот, если им это не удается. Родители могут представлять из себя как риск, так и защиту. Родительская чувствительность, отзывчивость и эмоциональность, также как и использование ими психологического контроля, телесных наказаний и других негативных воспитательных стратегий могут привести к возникновению у детей проблем с экстернализацией и интернализацией. (Chang и др., 2011; Cui и др., 2014). Более того, как описано в транзакционной модели развития, дети также влияют на стиль воспитания своих родителей. (Calkins, Propper, & Mills-Koonce, 2013; Sameroff, 2010). Например, генетические факторы у детей и родительская напряженность могут привести к дистрессу и трудностям с поведением и увеличить риск появления поведенческих проблем у детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Поведенческие трудности у детей могут в свою очередь заставить родителей фокусироваться на отрицательном поведении. Они могут быть не в состоянии развить конструктивные воспитательные стратегии и, более вероятно, будут использовать угрозы и физическое наказание. (Danforth, Connor, & Doerfler, 2014).
Таким образом, родители и дети совместно развивают свои паттерны взаимодействия. Окружение, в котором растет ребенок, имеет тенденцию оставаться стабильным – это обычно те же самые люди, с которыми у ребенка строятся близкие отношения, как на самом раннем, так и на более поздних этапах. Значительно легче повлиять на родителей, когда ребенок еще совсем мал, чем после того, как транзакционные силы установили стабильные неоптимальные образцы взаимодействия между родителями и ребенком. Это является веским доводом в пользу программ раннего вмешательства (Engleи др., 2007; Krauss, 2000).
Воспитание
От родителей требуется большой набор навыков и задач, от практических, таких как поменять ребенку подгузники и обеспечить его едой, до руководства ребенком на пути к его эмоциональной и поведенческой саморегуляции и пониманию физического и социального мира. Хотя наличие ребенка обычно ассоциируется со счастьем и удовольствием, это может также вызывать много негативных эмоций и переживаний. (Nelson, Kushlev, & Lyubomirsky, 2014). Это может быть связано с тем, что дети в семье дерутся между собой, домашней работой и переживаниями по поводу такого рискованного поведения, как токсикомания. (Ralphetal., 2003). Помимо обычных семейный проблем условия окружающей обстановки, такие как общественная нестабильность и насилие, война, бедность, отсутствие доступа к медицинским услугам, детским садам и школам, могут усугублять ситуацию. (Bronfenbrenner, 1979; Sameroff, 2010). Некоторые характеристики ребенка, такие как трудный темперамент, нарушения поведения, психические и физические нарушения, могут добавлять трудностей родителям. (Reed & Osborne, 2012; Woodman, Mawdsley, & Hauser-Cram, 2014). Стиль воспитания также зависит от опыта родителей с их собственными родителями. Родители, которые выросли в трудных условиях и имеют опыт, связанный с насилием, пренебрежением, токсикоманией или криминальными ситуациями, более вероятно, по сравнению с другими родителями, не согут обеспечить оптимальный уход за своими собственными детьми. (Bailey идр., 2009; Friestad & Hansen, 2004; Smith & Farrington, 2004).
Воспитание ребенка требует времени, энергии и настойчивости, и некоторые родители находят себя довольно неподготовленными к трудностям, связанным с родительством. Они могут находить первые годы родительства подавляющими и чувствовать себя физическим и эмоционально истощенными. (Nyström & Ohrling, 2004). Балансирование между работой, родительскими задачами и другими семейными заботами может приводить к стрессу и чувству недостаточности, что влияет на энергию родителей и их психическое здоровье. (Naerdeetal., 2000). Инвестиции в семью могут способствовать снижению риска и укреплению защитных качеств в сообществе.
Методы воспитания детей зависят от культурных представлений о детях и изменяются с ходом истории (Keller, 2007; Rogoff, 2003). Однако эмоциональную доступность, отзывчивость и теплоту обычно считают качествами воспитания, которые способствуют положительному развитию ребенка, в то время как отсутствие теплоты, межродительские конфликты, чрезмерная вовлеченность и различные отклонения могут влиять на развитие ребенка отрицательно (Yapetal., 2014). Общепринятые защитные методы включают в себя проведение времени с ребенком, стабильные семейные рутины, родительское выражение любви, общение в форме диалога, и помощь ребенку в формировании саморегуляции и понимании того, что правильно и неправильно (Aruna, Vazir, & Vidyasagar, 2001). Существуют программы, которые поддерживают воспитательные навыки, направляя родителей к лучшему пониманию потребностей их детей и обучая методам, которые могут обеспечить ребенку безопасность и научить его эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Воспитательные программы
Целью программ раннего вмешательства является заложить положительную траекторию развития, часто за счет изменения некоторых аспектов социального окружения ребенка. (Shonkoff & Meisels, 2000). Поскольку родители являются основным элементом в социальной среде ребенка на самом раннем этапе, то именно родители – это естественная целевая аудитория в программах раннего вмешательства. Эти программы основываются на способе мышления о развитии (vonTetzchner, 2012), и часто включают культуральную адаптацию (Lau, 2006).
Большинство программ предназначено для групп детей, имеющих серьезный риск для их развития. Программы как правило обучают навыкам поведенческого менеджмента родителей детей с нарушениями, например, такими, как расстройства аутистического спектра (Kasari, 2014; Rogers и др., 2012; Tonge и др., 2014), нарушения развития (Roberts и др., 2003) и поведенческие расстройства (Barlow & Stewart-Brown, 2000; Pearl, 2009). Оценка эффективности таких программ показала, что они могут способствовать формированию лучших навыков воспитания, а также улучшению психического здоровья (Barlowetal., 2012). Воздействие программ на психическое здоровье и благополучие явилось ключевым открытием, поскольку проблемы родительского психического здоровья, как обнаружилось, являются риском для возникновения проблем психического здоровья у детей (Rasic и др., 2014). Например, уменьшение симптомов депрессии у родителей может улучшить функционирование ребенка (Gunlicks & Weissman, 2008). Более того, оценка родительских программ показала, что родители испытывали меньше проблем с поведением их детей после посещения программы (Bywateretal., 2009). Ранние поведенческие проблемы являются фактором риска для возникновения проблем в более позднем детском и юношеском возрасте (Campell, Shaw, & Gilliom, 2000) и также они могут прогнозировать делинквентное поведение в юношеском возрасте (Soderstrom, Sjodin, & Carlstedt, 2004).
Некоторые программы предназначены для любых групп родителей. Они часто проводятся на уровне местного сообщества как часть ориентированного на сообщество раннего вмешательства (Enebrinketal., 2014; Hundeide, 2010; Sanders, 2010). Эти программы универсальны и являются профилактическими по своей природе, поскольку у детей и родителей не были обнаружены какие-то трудности или нарушения. Программы разработаны для более широкого использования и направлены на развитие родительских способностей, поддержку позитивного воспитания и продвижение семейного взаимодействия для всех групп родителей и других людей, ухаживающих за детьми. (Всемирная Организация Здравоохранения, 2002).
Внедрение программ по воспитанию на уровне всего сообщества встречается очень редко, хотя исследования указывает на потребность в поддержке и руководстве вне групп для родителей, которые посещают психиатрические службы (Sanders & Morawska, 2010). Общая доступность означает, что все родители имеют доступ к этим программам. Существует значительное количество родителей, испытывающих субклинические трудности, которые могут варьироваться по интенсивности. В программы по воспитанию, направленные на клинические группы, такие родители обычно не попадают (Sanders, 2010). Программы, проводимые как часть обычных услуг в сообществе, могут привлечь родителей, которые ищут подтверждение своих воспитательских навыков, а также родителей, которые борются с воспитанием по причиненаличия субклинических трудностей у детей или у самих родителей (Sherr et al., 2014; Skar et al., 2015).
Оценка универсальных программ по воспитанию в целом говорит о положительных эффектах. Например, исследование, включающее 621 родителя, случайным образом отобранных для участия в программе по воспитанию «В фокусе все дети» или находящихся в листе ожидания, обнаружило, что группа, участвующая в проекте, показала более высокие результаты по шкале самоэффективности и дала более положительные характеристики, относительно здоровья и развития своих детей, чем контрольная группа (Ulfsdotter, Enebrink, & Lindberg, 2014). Исследование родителей 104 детей, посещающих программу ABCобнаружило, что после программы вмешательства повысились баллы, касающиеся стратегий воспитания, родительской самоэффективности и детском благополучии (Enebrinketal., 2014). Эти результаты также доказывают, что многие родители могут испытать потребность в поддержке их родительской роли.
Исследования Международной программы детского развития (ICDP)
Международная программма детского развития (ICDP) широко используемая универсальная психосоциальная программа, разработанная с целью усиления воспитательных способностей у родителей и других взрослых, ухаживающих за ребенком. В то время как большинство программ по воспитанию фокусируются на проблемном поведении ребенка и учат ребенка техникам, основанным на прикладном анализе поведения (например, Hagen, Ogden, & Bjørnebekk, 2011; Kazdin, 2008), ICDP основана на гуманистической психологии и психологии развития, внимании на сочувствии, положительных эмоциях, коммуникации и регулировании воспитателя. Профессионалы в различных областях, включая социальных работников, специалистов системы здравоохранения, психологов и учителей, могут быть обучены в качестве ведущих, работающих в программе. Обучение ведущих проводится тренерами ICDP, которые были обучены старшими тренерами ICDP (Hundeide, 2001; ICDP, 2015a).
Программа проводится курсами в группах, которые обычно состоят из 5–10 родителей. Курс состоит из 8–12 двухчасовых групповых встреч, которые проводятся двумя ведущими. Основное предположение, что у родителей улучшается самосознание и сочувствие, когда они делятся своим опытом воспитания с другими родителями, получают положительное руководство и обратную связь от группы, слушают и комментируют события других и делают домашние задания со своим собственным ребенком (Hundeide, 2001; Hundeide & Rye, 2010; ICDP, 2015a).
Программа ICDP использовалась приблизительно в 40 странах на всех пяти континентах, с культуральной подстройкой к реалиям участников в сообществе ICDP. Проведенная неформальная оценка дала положительные результаты, но количество исследований пока ограничено (для обзора см. ICDP, 2015b). Норвежское исследование обнаружило, что родители использовали более положительные стратегии воспитания и меньше воспринимали влияние трудностей с детьми, после участия в курсе, чем родители в контрольной группе, которые не принимали участия в программе. (Sherrи др., 2014). Последующее исследование показало, что положительный эффект от участия в курсе может быть достаточно устойчив на протяжении какого-то времени, но также, что он может ослабевать через определенное время. (Skarидр., 2015). Другие исследования использования программ по воспитанию, проводимых на уровне сообщества, говорят о похожих результатах. (Enebrinkидр., 2014). Как матери, так и отцы, похоже, получают пользу от посещения курсов по программе ICDP; отцы даже продемонстрировали большие улучшения, чем матери, в том, что касается изменения стратегий воспитания, а также более высокую самоэффективность и меньшее беспокойство, тем самым доказав, что курсы воспитания эффективны и для матерей, и для отцов (Clucasи др., 2014). Другим важным открытием было то, что родители с более высокими показателями депрессии и на более низкой удовлетворенностью системой социальной поддержки, кажется, более всего выигрывали от курсов IDCP. Это указывает на то, что курсы на уровне местного сообщества могут действительно вовлекать родителей с различными проблемами, которые препятствуют их воспитательным способностям (Sherretal., 2014). Оценка, проведенная в Мозамбике, показала, что у родителей, которые посещали группу ICDP, были лучшие навыки воспитания, они испытывали меньше проблем с поведением и лучше могли регулировать своих детей, чем у контрольной группы, подобранной по социально-экономическому положению. Кроме того, группа, посещающая курс ICDP, продемонстрировала отказ от битья детей в качестве физического наказания (Skarи др., 2014a). Исследование Пакистанских матерей в Норвегии показало, что участие в программе ICDP способствует процессу роста культурного уровня родителей (Skarи др., 2014b).
Использование известных программ может облегчить адаптацию программы ко множеству групп, включая группы с различным культурным уровнем и условиями жизни. Программа ICDPбыла адаптирована для родителей, находящихся в местах лишения свободы, и использовалась как профилактическая программа в нескольких тюрьмах Норвегии (Egebjerg & Flakk, 2006). Многие люди, заключенные в тюрьму, в детстве испытывали целый комплекс социальных проблем, включая социально-экономическую маргинализацию и аресты родителей. Быть родителем в тюрьме означает испытывать как практические, так и эмоциональные трудности. Это разлучает заключенного отца или мать с семьей, и ребенок остается в уязвимой ситуации. Дети вынуждены бороться с тоской, стыдом и стигматизацией, возникает повышенный риск поведенческих и эмоциональных проблем, дети могут бросать школу, и в дальнейшем совершать в преступления и правонарушения (Lowenstein, 2003; Smith & Gampell, 2011). Родители в тюрьме могут нуждаться в поддержке своей родительской роли, чтобы сломать этот цикл, но лишь немногие заключенные получают возможность присоединиться к программе по воспитанию. В дополнение к поддержке положительных родительских способностей программы по воспитанию в тюрьмах фокусируются на отношениях отцов и детей во время лишения свободы, включая то, как заключенные могут говорить со своими детьми о преступлении и лишении свободы, организовывать встречи и оказывать некоторую помощь детям, будучи в тюрьме. Оценка эффективности программы ICDPв тюрьмах показала, что отцы, находящиеся в заключении, отмечали у себя лучшие воспитательные навыки, по сравнению с контрольной группой отцов, не находящихся в заключении, но изменили свое мнение они после прохождения курса ICDP. Не находящиеся в заключении отцы посещали обычные курсы ICDPи также улучшили свои родительские навыки по воспитанию после участия в программе (Skaretal., 2014c). Эти две группы стали более схожи после того, как они прошли курс программы по воспитанию.
Одно вероятное объяснение неожиданного изменения в заключенных в тюрьму отцах состоит в том, что в результате посещения курса они получили новое осознание потребностей своего ребенка и своей собственной неспособности выполнить эти потребности. Факт, что заключенные в тюрьму отцы находятся на более низком уровне психо-социального функционирования, соответствует этому объяснению. В ходе полуструктурированного интервью они сказали, что участие в курсе ICDP«открыло им глаза», что может объяснить весьма парадоксальное открытие, что они чувствовали себя более уверенно в качестве человека, который заботится о ребенке, но менее успешными в том, что касается воспитания, а также более депрессивными (Skaretal., 2014c). Однако, необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы изучить,предотвращают ли родительские курсы в тюрьме, являющиеся частью программы раннего вмешательства для детей заключенного в тюрьму отца, проступки среди детей, и приводят ли к меньшему рецидивизму среди отцов.
Внедрение руководства по раннему воспитанию в сообществе
Результаты относительного небольшого количества исследований воспитательных программ для всего сообщества, весьма обещающие и, похоже, они отражают потребность в таких программах. Программы, разработанные для общего использования, могут также быть адаптированы к специальным группам, включая родителей из групп меньшинств или родителей в тюрьмах. Тот факт, что эти программы применяются для всех, может сделать участие в них менее стигматизированным и более приемлемым для людей, которые обычно маргинализованы в обществе.
Значительное количество исследований свидетельствует о важности раннего вмешательства (например, Engle и др., 2007), и исследования в области программ по воспитанию указывают, что родительские курсы должны быть основным элементом раннего вмешательства на уровне сообщества. В дополнение к поддержке родителей в целом, использование программы на уровне местного сообщества может помочь дотянуться до родителей детей, которые растут в условиях, далеких от оптимальных. (Heckman & Masterov, 2007; Sherrидр., 2014).
Существуют доказательства, поддерживающие применение программ по воспитанию для всего населения, но необходимы политические решения, основанные на этих доказательствах, чтобы обеспечить стабильное внедрение этих программ в сообществе. Также, исследование применения программ по воспитанию обнаружили, что эффект программы зависит от того, как она применяется (Durlak & DuPre, 2008; Fixsenи др., 2005). Это означает, что хотя использование курсов по воспитанию для сообщества в целом, кажется, отвечает потребностям поддержки многих родителей, внедрение программы должно сопровождаться исследованиями того, как программа действует в сложных жизненных ситуациях (Durlak & DuPre, 2008).
Журнал «Раннее вмешательство: Теория и практика»
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства