Чая Кулкарни, Директор центра содействия психическому здоровью младенцев Госпиталя для больных детей, Торонто, Канада, chaya.kulkarni@sickkids.ca
Один из наиболее значимых периодов, когда мы можем повлиять на развитие ребенка, начинается пренатально и продолжается в течение первых трех лет жизни. Для родителей и практиков, работающих с беременными женщинами или семьями с маленькими детьми, жизненно важно, чтобы они понимали, как их отношения с младенцем могут повлиять на его развитие в этот период. Как и общество, мы уделяем большое внимание физическому здоровью и основным вехам развития даже новорожденных, повышение нашей осведомленности и понимания психического здоровья младенцев, в конечном счете, улучшит всесторонее развитие ребенка. Маленькие дети изучают мир через взаимодействие с тем, что их окружает. Существование отзывчивых и постоянных отношений с одним человеком является критически важным, так как поддерживает установлению безопасной привязанности – защитного фактора от имеющихся рисков. Часто это отношения между матерью и ее ребенком, и это отношения, которые с самого начала влияют на архитектуру детского мозга. (Shonkoff & Phillips, 2000). Опыт этих и других отношений также влияют на генную экспрессию ребенка. Ниже приведены основные моменты, как отношения поддерживают развитие. За последние двадцать лет мы много научились, в частности, тому:
- Как такие факторы, как отношения, опыт, питание и другие факторы окружающей среды влияют на траекторию развития;
- Как различные внутренние и внешние факторы могут способствовать или препятствовать здоровому развитию;
- Что происходит, когда определенные факторы, такие как безопасная привязанность, отсутствуют.
Согласно Национальному Научному Совету (2008), чтобы быть «отношениями, обеспечивающими рост и развитие» (National Scientific Council, 2008, p.1), они должны характеризоваться следующим:
- Надежные отношения необходимые для здорового развития – безопасная привязанность;
- Отсутствие токсинов;
- Адекватное питание (мозг потребляет самое большое количество калорий в период роста).
Совет также отмечает, что отсутствие этих факторов в окружении ребенка будет препятствовать оптимальному развитию. Такая окружающая среда приводит к менее оптимальному мозговому развитию, которое характеризуется плохой проводимостью импульсов внутри мозга (Grossman, Churchill, McKinney, Kodish, Otte & Greenough, 2003).
Далее перечислено, что мы знаем о важности того, как отношения влияют на развитие психического здоровья младенцев:
- Отношения и опыт, который они дают, влияют на когнитивное и социальное развитие. Исследователи обнаружили непосредственную корреляцию между наличием безопасных отношений и уровнем когнитивного и социального развития ребенка. Поскольку ребенок исследует свой мир, здоровые отношения обеспечивают получение опыты, который позволяет развивать новые способности и подкреплять те, которые существуют. (Национальный Научный Совет по развитию ребенка, 2004).
- Отношения с другими детьми учат ребенка тому, как взаимодействовать с миром вокруг него и теми, кто в нем живет. Тогда как отношения между ребенком и первичным ухаживающим являются необходимой основой, другие отношения в жизни маленького ребенка также влияют на его развитие. Дети очень многому обучаются за счет опыт общения с другими детьми. Они учатся делиться. Через какое-то время они также учатся справляться со своими импульсами.
- Отношения, которые характеризуются теплотой и подпитывающим взаимодействием, позитивно влияют на развитие. Ученые обнаружили, что когда отношения в окружении ребенка характеризуются теплотой и поддержкой, такие способности, как социальная компетентность, навыки мышления и размышления усиливаются. Отсутствие таких отношений увеличивают вероятность появления поведенческих проблем, таких как агрессия (Национальный Научный Совет по развитию ребенка, 2004).
- Отношения могут позитивно или негативно влиять на генную экспрессию.
Исследователи провели опыты на животных и обнаружили, что качество отношений между матерью и младенцем влияют на так называемую «генную экспрессию» в мозге (Fox, 2007). Отношения могут приводить к усилению или ослаблению генов.
- Отношения, опыт и эмоции, которые они вызывают, влияют на архитектуру мозга. Ведущие ученые анонимно пришли к заключению, что «Эмоциональное развитие фактически встроено в архитектуру мозга маленьких детей, и является реакцией на их индивидуальный личный опыт и влияние окружающей среды, в которой они живут.» (National Scientific Council, 2004, p.2).
- Отношения могут быть буфером для потенциальных угроз развитию ребенка. Фокс (2009), выявил три значимые угрозы для раннего развития ребенка, что в конечном итоге сказывается и на его образовательные достижения. Эти угрозы включают в себя токсический стресс, плохое обращние и пренебрежение. Безопасная привязанность может служить буфером между угрозой, исходящей от этих факторов, и развитием ребенка.
Что это означает для практиков и программ, которые они предлагают беременным женщинам и родителям маленьких детей?
В свете прочных знаний, которыми мы располагаем, о развитии психического здоровья в раннем возрасте и важности отношений в течение первых лет, специалисты могут использовать эти знания в своих службах и программах, которые они предлагают семьям и детям, с которыми они работают, различными способами:
- Поверь в свою силу! Ты чемпион для каждого ребенка, с которым ты общаешься каждый день.
- Думай о том, что ты делаешь, зачем ты это делаешь и что это даст для ребенка. Действительно ли тайм-аут для ребенка тоддлеровского возраста может сработать, учитывая все то, что мы знаем о развитии мозга?
- Проводи программы, в которые вовлечен первичный ухаживающий (это может быть мама, папа, бабушки, дедушки или тетя ребенка) и сам ребенок. Такие программы должны быть максимально интерактивны и должны давать возможность взрослому ухаживающему и ребенку взаимодействовать друг с другом в забавной и соответствующей уровню развития форме.
- Обеспечь доступ к скринингу на раннее развитие. Мы знаем из исследований, что чем раньше мы проведем скрининг и начнем программу вмешательства, тем более вероятно мы сможем достичь позитивных изменений в траектории развития ребенка.
- Обеспечь образовательные возможности для родителей, чтобы они могли изучить как их отношения непосредственно влияют на развитие их ребенка в младенческом, тоддлеровском и дошкольном возрасте.
- Подготовьте печатные материалы, которые содержат информацию о детском развитии.
- Создайте печатные материалы, которые описывают различные действия, которые родители могут использовать дома. Такие материалы должны четко описывать, как эти действия будут поддерживать развитие ребенка.
- Предоставьте тем, кто реализует программы помощи, возможность посещения профессиональных мероприятий, чтобы гарантировать, что они всегда будут в курсе новых исследований и лучших методах, появляющихся в их профессиональной области.
- Создайте атмосферу, которая была бы физически и эмоционально безопасной для тех, кто там работает, а также родителей и детей.
- Поддерживайте отношения между ухаживающими взрослыми тогда они смогут начать развитие своей собственной сети и социальной поддержки.
- Информируйте мам о том, как их здоровье и благополучие влияет на их детей – до рождения и после него. Это должно делаться с использованием различных методов, таких как печатные материалы и дискуссионные группы. Здесь важно провести связь между здоровьем мамы и влиянием, которое оно может оказывать – позитивное и негативное – на внутриутробное развитие ребенка.
- Делитесь информацией о наличии других служб в сообществе, которые могут обеспечить поддержку и услуги, способствующие здоровью беременных женщин и их благополучию. Это могут быть медицинские клиники, женские консультации и другие службы по консультированию или библиотеки.
- Создайте возможность для матерей делиться собственным опытом – это может касаться их успехов или трудностей, с которыми они столкнулись.
- Поощряйте ухаживающих выявлять то, что они делают для обеспечения здорового развития их ребенка.
- Когда мамы делятся своими жалобами относительно развития их ребенка обеспечьте связь с соответствующим специалистом или службой, кто может оказать помощь в соответсвии с волнениями мамы.
- Те, кто испытывают высокий уровень стресса, страдают от токсикомании, домашнего насилия или других факторов, которые угрожают развитию их ребенка, должны быть также немедленно направлены в соответсвующие местные службы.
Список литературы
Fox, N.A. (2009). The effect of neglect on cognitive, social and emotional development. Presentation: With the child in mind: brain development and best interest decisions. National Scientific Council on the Developing Child (2004). Young children develop in an environment of relationships. Working Paper #4.
Gunnar, M. R., Brodersen, L., Nachmias, M., Buss, K., & Rigutuso, R., (1996). Stress reactivity and attachment security. Developmental Psychology, 29, 10-36.
Fox, N.A., Hane, A.A., Pine, D.S., (2007). Plasticity for affective neurocircuitry. Current Directions in Psychological Science, 16, 1-5.
National Scientific Council on the Developing Child. (2004). Young children develop in an environment of relationships. Working Paper No. 1. Retrieved from http://www.developingchild.net
Shonkoff, J.P., & Phillips, D. (Eds) (2000). From neurons to neighborhoods: The science of early childhood development. Committee on Integrating the Science of Early Childhood Development. Washington, DC: National Academy Press. Copyright 2009 Invest in Kids
National Scientific Council on the Developing Child. (2004). Young children develop in an environment of relationships. Working Paper No. 1. Retrieved from http://www.developingchild.net
Журнал «Раннее вмешательство: Теория и практика»
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства